Пубертат - "упрямый" возраст

07 февраля | Рубрика Новости медицины и здоровья » Семья, Любовь и Секс | Просмотров: 1134

В период полового развития подросткам свойственны упрямство, строптивость, порой грубость и негибкость в отношениях со взрослыми и друг с другом. Не связаны ли конфликтность, бравада, претензии на взрослость с прямым действием мужских половых гормонов подобно тому, как ими вызывается агрессивное поведение у самцов животных? Психиатры дают по этому поводу определенный ответ.

Агрессивность появляется или усиливается в период полового созревания у подростков, страдающих психопатиями возбудимого и эпилептоидного типа. Они собирают вокруг себя асоциальные компании, совершающие противозаконные поступки.

Способы, к которым приходят в конфликтах с окружающими психопаты, выдают с головой «гнилость» их характера. Именно в таких группах совершаются подавляющее большинство подростковых правонарушений. При этом агрессивность может исходить от лидера группы (чаще всего возбудимого психопата) или же быть обусловлена феноменом деиндивидуализации.

Последнее явление часто наблюдается и в спонтанно образовавшихся группах, не обязательно подростковых. В последние десятилетия сместились сроки социального созревания и психологического взросления нового поколения. Детям обычно свойствен эгоизм: они больше берут, чем дают. При задержке на детской стадии развития снижено чувство ответственности, а требования к близким и к обществу повышены. Взаимоотношения с окружающими строятся по принципу «брать», очень мало давая взамен.

Между тем психологический инфантилизм меньше всего означает наличие физического отставания. Довольно часто он сочетается с акселерацией. Позднее социальное становление молодых людей, их длительная связь с родителями, материальная обеспеченность, инфантильный эгоизм – вот та питательная среда, на которой растут «цветы» нового гедонизма. Эта проблема волнует не только демографов, социологов, педагогов, но и привлекает внимание следственных и судебных органов, так как акты насилия совершаются все чаще подростками из вполне обеспеченных семей, обладающих достаточными навыками внешней культуры и успевающих в школе. Профилактика агрессивности требует специальных усилий педагогов и общественности. Здесь уместно лишь напомнить, что прямое и жесткое регламентирование поведения подростка и юноши обычно дает эффект, противоположный ожидаемому.

Как правило, ставка должна делаться на доверие к индивидууму как к личности и на изыскание возможностей для максимального и разностороннего его развития. Это стало и насущной социальной потребностью. Чем самостоятельнее будет личность, тем увереннее отстаивается индивидуальность, тем меньше опасность деиндивидуализации и агрессивности, пристрастия к алкоголю и к наркотикам, тем больше будет социальный и экономический потенциал члена общества.